«Одна наша рекрутер-фрилансер заработала за месяц 2,8 млн руб. за поиск работников (среднего и высшего звена. – «Ведомости&»), это беспрецедентно высокий гонорар», – рассказывает Евгения Дворская, основатель JungleJobs – сервиса, который собирает на своей бирже работодателей и рекрутеров из разных индустрий. По сути, JungleJobs – это Uber для специалистов по подбору и найму сотрудников, многие из зарегистрированных здесь – фрилансеры.

Каждая вторая американская организация за пять лет стала чаще использовать непостоянных сотрудников, а четыре из 10 планируют увеличить их долю в будущем, обнаружили эксперты EY, готовя отчет о развитии самозанятости в 2016 г. (для исследования были проанализированы данные крупнейших работодателей и организаций фрилансеров). «Изменение нашего восприятия процесса работы под влиянием технологий было лишь вопросом времени», – констатировали авторы отчета.

У новой экономики, в основе которой временные (а не постоянные, как сейчас) рабочие места, оплата по факту выполненного задания и краткосрочные контракты между работодателями и работниками, уже появилось свое название – «гигономика» (gigeconomy от английского gig – «подработка»). McKinsey относит к такой экономике не только тех, кто выполняет задания, но и тех, кто производит товары (и продает их, например, на eBay) или сдает в аренду активы (например, жилье на Airbnb).

Почему растет число фрилансеров? Работодателям нужно находить квалифицированных специалистов все быстрее, а тратить на них – все меньше. Работа с фрилансерами позволяет экономить на соцпакетах, офисных площадях, обучении персонала, наконец, на разнице налогов для штатных и внештатных сотрудников. Сами же работники все больше ценят гибкие условия труда, свободу в доходах и поиск баланса между работой и личной жизнью.

Трудности подсчета
К 2027 г. 50,9% американцев будут фрилансерами. Об этом в прогнозе Профсоюза фрилансеров США и биржи фрилансеров Upwork в 2017 г. написали едва ли не все крупнейшие издания. Его реалистичность вызвала много споров, но рост числа удаленных работников – факт. EY считает, что к 2020 г. почти каждый пятый работник в мире будет внештатным или работающим по контракту. Правда, подсчитать количество таких работников очень сложно, в результате данные между экспертными сообществами и официальной статистикой сильно расходятся, подчеркивают эксперты McKinsey.

В российском законодательстве понятия «фрилансер» нет. Законно работать фрилансеры могут в нескольких вариантах: как физическое лицо, заключив с заказчиком гражданско-правовой договор подряда или договор оказания услуг; как индивидуальный предприниматель (ИП); или в качестве самозанятого гражданина. Самый распространенный вариант – регистрация в качестве ИП. Тогда фрилансер сам является налоговым агентом и платит налоги по упрощенной системе (6% с дохода или 15% от «доходы минус расходы») или патентной системе. Если фрилансер работает в качестве физлица, заказчик должен уплатить страховые взносы и 13% НДФЛ.
Определение самозанятых граждан появилось в законодательстве только летом прошлого года. Самозанятые граждане не являются ИП, а работают на основании патента. Для них до конца 2018 г. действуют налоговые каникулы. Такие люди лично оказывают платные услуги без привлечения посредников – это няни, тренеры, репетиторы, сиделки, домработницы, водители и т. п. Сейчас в правительстве идет дискуссия о том, какой именно налог должны платить самозанятые граждане и будет ли у них налоговый вычет. Минэкономразвития предлагает ставку налога в 3% для тех, кто оказывает услуги физическим лицам, и 6% для тех, кто работает на юридическое лицо.

В США и Европе 162 млн человек являются фрилансерами (т. е. работают постоянно на фрилансе или совмещают фриланс со штатной работой в офисе) – это от 20 до 30% трудоспособного населения этих стран, свидетельствует исследование McKinsey «Independent work: Choice, necessity and the gigeconomy», опубликованное осенью 2016 г. (McKinsey учитывает все три категории участников gigeconomy). Профсоюз фрилансеров США оценивает сегодняшнее число фрилансеров в 57,3 млн, или 36% трудоспособного населения.

Каждый шестой работник по найму хотел бы или планирует стать фрилансером, указывает McKinsey, которая опросила в 2016 г. 8000 человек из США и пяти стран Европы. По словам Стефана Касриэля, гендиректора Upwork, число фрилансеров растет в 3 раза быстрее, чем штатных работников.

Строители и водители
Российский рынок, по данным платежной системы PayPal, в 2017 г. вошел в топ-10 по объему платежей за удаленную работу. Сколько фрилансеров в России? Точных данных нет.

Работающего населения в России, по данным Росстата, – чуть больше 70 млн человек. По данным ФНС на 1 июля 2018 г., в стране официально зарегистрировано 2,9 млн индивидуальных предпринимателей и фермерских хозяйств и 1661 самозанятый гражданин.

Но оценки рынка фриланса больше на порядки. Так, руководитель ФНС Михаил Мишустин в июне говорил, что в России примерно 25 млн человек получают доходы не по трудовому договору, а аудитория сайтов, агрегирующих их услуги, – 2,5 млн человек. Вице-спикер Совета Федерации Евгений Бушмин оценивал число фрилансеров в 15–22 млн человек.

Поскольку в российском законодательстве нет понятия фриланса, оценить можно только нишу, в которой работают фрилансеры, – объем частного предпринимательства на российском рынке услуг. Агентство DataInsight, которое в 2017 г. провело совместное исследование с Avito, оценивает этот рынок в 5,5 трлн руб. в год. Ежегодное количество заказов для фрилансеров – 2,4 млрд лотов. В этой сфере занято почти 9,6 млн человек, или почти 10% взрослого населения страны, а для 74% из них оказание услуг – это основная деятельность и источник дохода. Больше 80% выручки российских фрилансеров приходится на пять сфер: ремонт жилья, строительство, деловые услуги, транспорт и перевозки, ремонт автомобилей.

Национальное агентство финансовых исследований, опросив в 2017 г. 1600 жителей 42 регионов, пришло к выводу, что почти каждый пятый житель России (18%) старше 18 лет является фрилансером, т. е. работает на себя. Причем для 11% фриланс – единственный источник дохода.

Где работа?
В России главный канал – личные рекомендации: так находят заказы 39% фрилансеров, работающих с местными клиентами, выяснили в совместном исследовании PayPal и DataInsight в 2017 г. Дальше следуют самые разные инструменты поиска через интернет: специализированные сайты по удаленной и сдельной работе широкого профиля (это лидер для поиска заграничных заказов – 25%), узкопрофильные сайты для поиска по конкретному виду деятельности, группы в соцсетях и т. д.

Бурное развитие «онлайн-платформ управления талантами» – от сервисов, агрегирующих резюме (как, например, LinkedIn), до маркетплейсов фрилансеров (вроде Upwork) и услуг (Uber) – может добавить к глобальному ВВП $2,7 трлн до 2025 г. за счет более эффективного использования рабочей силы, большего вовлечения работников (в том числе и увеличения объема выполняемой работы) и т. д., по подсчетам McKinsey.

15% всех фрилансеров в США и Европе, по данным McKinsey, пользуются для поиска заказов электронными биржами. Это интернет-площадки, которые выступают посредниками между заказчиками и исполнителями и в том числе гарантами сделок и качества работ. Их доход, как правило, процент от сделок (10–20%) или продажа подписки своим пользователям (фрилансерам и заказчикам).

Больше, чем биржа
Биржи фрилансеров активно начали появляться в 2000-х. Многие из них кроме размещения объявлений о заказах предлагают дополнительные сервисы – от собственных платежных систем до образовательных программ. Биржи выступают посредниками и гарантируют безопасность транзакций, защищая интересы и фрилансеров, и заказчиков.

Одна из крупнейших мировых бирж – Upwork.com: более 12 млн пользователей-фрилансеров и 5 млн заказчиков, ежегодно публикуется 3 млн вакансий на сумму около $1 млрд. На Upwork есть два типа проектов: с фиксированной стоимостью и с почасовой оплатой. Кроме площадки проектов и услуг по платежам и бухгалтерии компания предлагает программное обеспечение, которое позволяет заказчикам видеть процесс работы фрилансера, пока он находится в режиме оплачиваемого времени.

На другой популярной бирже – израильской Fiverr.com (сопоставима по объему зарегистрированных пользователей с Upwork) фрилансеры выступают в роли продавцов. Фрилансер создает свой профиль с описанием услуг, которые он готов предложить. Этот товар называется на сайте словом GIG. Профиль и портфолио фрилансера не играют на Fiverr такой важной роли, как на всех других биржах. Главное – хорошо описать свой GIG, т. е. продать свою услугу.

Учеба на будущее
По данным прошлогоднего исследования Upwork, 54% трудоспособного населения США не уверены, что работа, которую они выполняют сегодня, будет существовать через 20 лет. Это стимулирует к приобретению новых навыков и постоянному развитию. Подходы к базовым понятиям, в том числе в работе и образовании, кардинально меняются. Не будет учебы в молодости, работы в зрелости и пенсии в старости, пишет Линда Граттон, профессор менеджмента Лондонской школы бизнеса, автор книги «Будущее работы». Будет постоянная мозаика из периодов образования, развития и труда. У человека появится возможность, может быть, даже необходимость проявить себя за 60 лет трудового стажа в нескольких областях деятельности. Важна готовность человека инвестировать в интеллектуальный капитал и непрерывно учиться, пишет Граттон.

Чтобы оставаться конкурентными на рынке фриланса, самозанятым людям приходится быстрее других осознавать концепцию lifelong learning, поскольку нужно участвовать в более жесткой конкурентной борьбе и уметь выгодно представить себя в нетрадиционных рамках маркетплейсов.

«Нужно научиться быть самоорганизованным. Отвечать за себя, не ждать указаний от кого бы то ни было. Нужно учиться подавать себя, торговаться, получать деньги за свой труд, – говорит Евгений Барулин, руководитель направления самозанятости «Севергрупп ТалентТех». – Это основные скиллы и навыки, и их не хватает нашим фрилансерам». «ТалентТех» планирует решить эту проблему (образования и переподготовки кадров) с помощью онлайн образовательных инструментов. Самозанятые работники из баз «Ремонтник.ру» и FL.ru могли бы на базе общей платформы не только «прокачивать» уже существующие профессиональные навыки (hard skills), но и учиться структурировать рабочее время, организовывать процесс работы, взаимодействовать с заказчиками и субподрядчиками, правильно продавать себя работодателю (т. е. soft skills), говорит Барулин. Наконец, через единую платформу они могли бы осваивать новые навыки или даже профессии – в первую очередь очень востребованные digital-специальности.

«Например, одна из актуальных проблем, которая распространена сегодня среди digital-специалистов, – это отсутствие навыков в области time management, – объясняет Максим Спиридонов, генеральный директор «Нетологии». – Для того чтобы сделать труд таких специалистов более эффективным, мы задумались над созданием линейки курсов для фрилансеров».

«В идеале мы должны построить индивидуальную траекторию развития и для заказчика, и для исполнителя: объяснять заказчику лучшее решение его проблем и подсказывать исполнителю, каким образом решить эти проблемы и браться за более сложные», – объясняет Барулин.

Текст: Иван Александров
Источник: vedomosti.ru